Служим России, служим закону!
Карта Москвы

Приказ НКВД СССР №061 «Об организации милицейской охраны на метрополитене»

УВД на ММ ГУ МВД России по г. Москве

11 мая 1935 г. в соответствии с приказом НКВД СССР №061 «Об организации милицейской охраны на метрополитене» был создан Отдельный дивизион милиции по охране метрополитена.

В рекордно короткие сроки, менее чем за три года, была пущена в строй первая линия «Сокольники — Парк Культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская». Протяженность линии составляла 11,2 км, она имела 13 станций. С этого момента ведет свой отсчет история развития первого отечественного метрополитена, ставшего родоначальником создания метрополитена в нашей стране.

В период строительства метрополитена его охрану нес Отдельный военизированный отряд. Но, учитывая уникальность самого метро — его техническую оснащенность, перед Городским комитетом ВКП(б) и руководством Моссовета остро встал вопрос об организации такой охраны, которая бы обеспечила полную сохранность всего оборудования и должный общественный порядок.
В связи с этим Управлению милиции г. Москвы было поручено организовать хорошо подготовленный Отряд по охране метрополитена. У истоков создания этого подразделения стояли старший инспектор Управления милиции Василий Чугунов, командир районного отдела милиции Федор Точилин, которые совместно с начальником военизированного отряда охраны метро Ильей Ляндресом ознакомились со всеми помещениями подземки, тоннелями, станциями, определили дислокацию милицейских постов. Составленная схема, расчет и смета на содержание, обмундирование, снаряжение, вооружение и расходы были согласованы с руководством Управления метрополитена.

Чугуновым, Точилиным и Ляндресом была разработана «Инструкция милиционера по охране метро», в которой наряду с общими задачами по охране государственного предприятия предусматривались также все специфические особенности несения службы в подземных условиях и действия постовых милиционеров при выявлении того или иного нарушения. Данная Инструкция в середине апреля 1935 г. была утверждена начальником Управления милиции г. Москвы Леонидом Давидовичем Вулем.

К этому времени Отряд по охране метрополитена был скомплектован, обмундирован и вооружен, состав был набран из числа милиционеров всех отделений города. В основу отбора были положены: отношение к службе, грамотность, рост, статность и строевая подготовка. Были выданы хромовые сапоги, белые перчатки. Так что милиционер выглядел празднично и вполне соответствовал внутреннему убранству метро. Первым командиром был назначен Илья Александрович Ляндрес.

Метрополитен всегда считался транспортным предприятием повышенной опасности. Не зря к пассажирам обращаются с просьбой быть бдительными и обо всем подозрительном сразу сообщать постовым, которые дежурят на каждой станции. Ежедневно метрополитеном пользуются более 9 миллионов пассажиров, и правонарушения фиксируются довольно часто. В основном это хулиганство, акты вандализма, кражи, грабежи. Борьбой с ними и занимается Управление внутренних дел на Московском метрополитене.

Московский метрополитен представляет собой сложный транспортный объект города. Функционирование метрополитена обеспечивает целый комплекс инженерных сооружений. В этих условиях выполнение задач по обеспечению безопасности в метро и противодействию терроризму является приоритетным направлением деятельности Управления. Его сотрудники не только патрулируют метро, но и осуществляют скрытое наблюдение за общественным порядком на станциях и в поездах.

В Управлении есть служба уголового розыска, отдел экономической безопасности и противодействия коррупции, служба охраны общественного порядка, отдел дознания, отдел по делам несовершеннолетних, отдел по обеспечению массовых мероприятий. Также в состав Управления входят служба тыла, штаб, экспертно-криминалистический центр, 9 отделов полиции на радиусах и полк полиции по сопровождению поездов. Ежедневно для несения службы в метро выставляется более одной тысячи сотрудников. Под охраной УВД находится 185 станций, 6 станций монорельсовой транспортной системы, 16 электродепо, 4 специальных объекта.

Особое внимание хотелось бы уделить созданному в 2003 г. Центру кинологической службы Управления, в котором в настоящее время насчитывается более 100 четвероногих помощников, чей вклад в дело обеспечения безопасности пассажиров неоценим.

Ежедневно кинологи со служебными собаками обследуют станции метрополитена на предмет обнаружения взрывчатых веществ и взрывных устройств. Это в первую очередь центральные, пересадочные и привокзальные станции.

21 марта 2011 г. мэр г. Москвы Сергей Собянин подписал распоряжение Правительства г. Москвы №198-РП «О развитии кинологической службы Управления милиции на Московском метрополитене ГУВД по г. Москве».

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России