Служим России, служим закону!
Карта Москвы

Информация Договорно-правового департамента МВД России о разъяснении отдельных вопросов законодательства о службе в органах внутренних дел

30 ноября 2011 года принят Федеральный закон № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе) вступивший в законную силу с 1 января 2012 года.

В Закон о службе включен и ряд принципиально новых положений, а именно:

1) В отличие от Положения о службе Законом о службе прямо установлено, что в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 3 названного закона, в том числе и Законом о службе, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

2) Законом о службе снижен предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел. Так, статьей 17 Закона установлено, что для замещения должностей в органах внутренних дел устанавливается предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел 35 лет.

3) Законом о службе, в отличие от Положения о службе, предусмотрена повсеместная контрактная система служебных отношений (статья 20). А именно, Закон о службе не предусматривает возможности замещения должности в органах внутренних дел без заключения контракта.

При этом частью 4 статьи 96 Закона о службе установлено, что сотрудники, проходившие службу на должностях в органах внутренних дел до 1 января 2012 года без заключения индивидуального контракта или на основании контракта о службе в органах внутренних дел, заключенного на неопределенный срок, проходят с их согласия службу на замещаемых должностях с оформлением контракта на неопределенный срок в соответствии со статьями 21 – 23 названного Федерального закона. 

4) В отличие от Положения о службе, Законом о службе вместо института совместительства введен институт совмещения (статья 34), то есть возможность выполнения обязанностей по иной должности в рамках служебного времени.

Названная норма позволит производить дополнительные выплаты сотрудникам подразделений, в которых имеются вакантные должности.

5) Законом о службе (пункт 6 части 11 статьи 36) в случае сокращения должности предусмотрена возможность нахождения сотрудника в распоряжении в течение отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и периода, необходимого для трудоустройства, но не более двух месяцев после окончания указанного отпуска.

6) Законом о службе предусмотрена возможность предоставления сотрудникам ряда новых отпусков, например: 

а) дополнительного отпуска за ненормированный служебный день продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней (пункт 4 части 1 стать 58);

б) отпуска в году увольнения продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия (часть 1 статьи 63).

При этом Законом о службе для сотрудников, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава, устанавливается ненормированный служебный день. Следует отметить, что это означает возможность периодического привлечения сотрудников к выполнению служебных обязанностей, как до начала служебного времени, так и после его окончания.

Кроме того, в Законе о службе четко указано, что соответствующие отпуска увеличиваются на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно с учетом вида транспорта, но не менее чем на одни сутки в один конец, что в свою очередь снимет большинство споров по данному вопросу.

Согласно статье 57 Закона о службе при определении продолжительности основного отпуска выходные и нерабочие праздничные дни (но не более 10 дней), приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.

7) Законом о службе увеличен предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел (статья 88). 

Например, для сотрудников, имеющих специальные звания полковник полиции (внутренней службы, юстиции) установлен предельный возраст 55 лет. 

Несмотря на достаточно детальную регламентацию порядка прохождения службы в органах внутренних дел в настоящее время возникают вопросы, связанные с применением Закона о службе.

Например, – с какого момента исчислять шестилетний срок службы на руководящей должности для целей ротации. 

Частью 12 статьи 30 Закона о службе установлено, что сотрудник, непрерывно замещающий одну и ту же должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение шести лет, может быть переведен в порядке ротации по решению Президента Российской Федерации, руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя на иную равнозначную должность в той же местности, а при невозможности такого перевода   на иную равнозначную должность в другую местность.

Указанные положения о ротации впервые предусмотрены в законодательстве, регулирующем порядок прохождения службы в органах внутренних дел.

В соответствии с частью 4 статьи 23 Закона о службе в контракт, заключаемый с сотрудником, назначенным на должность в органах внутренних дел, по которой предусмотрена ротация, включается положение о возможности перевода сотрудника в установленном порядке на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность.

С учетом изложенного полагаем, что срок замещения сотрудниками должностей, указанный в части 12 статьи 30 Закона о службе, должен исчисляться с дат, указанных в решениях Президента Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных руководителей о назначении руководителей территориальных органов МВД России на должности. При этом срок замещения сотрудником должности для целей части 12 статьи 30 Закона о службе не может исчисляться ранее, чем с даты вступления в силу Закона о службе, то есть с 1 января 2012 года.

 

Второй вопрос – возможность присвоения специальных званий среднего и старшего начальствующего состава при поступлении впервые на службу в органы внутренних дел на должности рядового состава, младшего начальствующего состава граждан, состоящих в запасе Вооруженных Сил Российской.

Согласно части 6 статьи 41 Закона о службе гражданину, впервые поступившему на службу в органы внутренних дел, при назначении на должность в органах внутренних дел первое специальное звание присваивается в соответствии с замещаемой должностью, но не выше подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции, если он не имеет более высокого воинского звания или специального звания.

Частью 2 статьи 46 Закона о службе предусмотрено, что гражданину, состоящему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, после поступления на службу в органы внутренних дел на должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава присваивается специальное звание, соответствующее присвоенному ему воинскому званию, или более высокое специальное звание, если в соответствии с Законом о службе он имеет на это право.

В этой связи гражданину, состоящему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, после поступления на службу в органы внутренних дел на должность рядового состава или младшего начальствующего состава может быть присвоено специальное звание среднего или старшего начальствующего состава, соответствующее присвоенному ему ранее воинскому званию.

 

Третий вопрос – об исчислении времени необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно.

В соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о службе основной отпуск, отпуск по личным обстоятельствам, отпуск по окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и отпуск, предоставленный сотруднику органов внутренних дел в год поступления на службу в органы внутренних дел продолжительностью 10 календарных дней и более, увеличиваются на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно с учетом вида транспорта, но не менее чем на одни сутки в один конец.

При этом согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации федеральные конституционные законы и федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В этой связи, независимо от времени, затрачиваемого сотрудником для проезда к месту проведения отпуска и обратно, ему должно предоставляться для следования к месту проведения отпуска и обратно не менее 2 суток.

 

Четвертый вопрос – об исчислении продолжительности основного отпуска.

Частью 2 статьи 53 Закона о службе определено, что для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.

В соответствии с частью 2 статьи 57 Закона о службе при определении продолжительности основного отпуска выходные и нерабочие праздничные дни (но не более 10 дней), приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.

Согласно статье 54 Закона о службе количество служебных и выходных дней в неделю устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка. При этом статьей 111 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что при пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю. Общим выходным днем является воскресенье. 

Таким образом, при определении продолжительности основного отпуска, приходящиеся на период отпуска выходные дни (субботы и воскресенья) в число календарных дней отпуска включаться не должны.

официальный сайт МВД России, 22 июня 2012 года

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России